Выступление на районном семинаре Тема: «Отличие традиционной дошкольной образовательной программы от развивающей гуманистической образовательной парадигмы в соответствии с концепцией ФГОС ДО»
26 февраля 2015
Свое выступление я хотела бы начать со слов Александра Асмолова, руководителя Федерального института развития образования, председателя рабочей группы разработчиков ФГОС:
«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха».
В марте 2013 года на общественное обсуждение был вынесен проект федерального государственного стандарта дошкольного образования. По итогам обсуждения ключевые положения документа апробировались в пилотных образовательных организациях с 1 сентября 2013 года. Каковы целевые ориентиры нового документа и что должно измениться в работе детского сада с принятием Стандарта? Готов ли коллектив дошкольного образовательного учреждения воспринять идею нового документа, работать в новом направлении? И настолько ли новым окажется содержание ФГОС для педагогов дошкольной организации? Для ответа на этот вопрос необходима своеобразная ревизия: сравнение целевых установок, основных требований ФГОС и имеющегося в учреждении опыта традиционного дошкольного образования. Вашему вниманию хочу представить Сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с введением ФГОС.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ
СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВВЕДЕНИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ |
Характеристика образовательного процесса |
Традиционное дошкольное образование |
Развивающая (гуманистическая) образовательная парадигма (в соответствии с концепцией ФГОС ДОО). |
|
Ценностная ориентация |
Система ценностей конкретного общества и государства. |
Общечеловеческие ценности. |
Целевая направленность |
Формирование определенных знаний, умений и навыков. |
Формирование личности. |
|
|
Доминирующая составляющая |
Обучение, которое ведет за собой развитие ребенка. |
Развитие. Не всякое обучение ведет за собой развитие, а только правильно организованное, осуществляемое в зоне ближайшего развития ребенка. |
Ориентация |
На «среднего» ребенка. |
Личностная, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка. |
|
Позиции участников |
Взрослый - субъект процесса образования, ребенок - объект его педагогических воздействий, исполнитель его планов. |
Взрослый и ребенок - субъекты образовательного процесса. Они взаимодействуют в совместной деятельности; не равны в буквальном смысле слова, но равноценны (равны по качеству). |
|
Активность участников |
Взрослый занимает более активную позицию. Он - обучающий (ведущий); ребенок-обучающийся (ведомый). |
Активны и взрослый, и ребенок как участники совместной деятельности. |
|
|
Основная деятельность |
Учебная. |
Специфически детские виды деятельности. |
Обязательность участия детей |
Обязательно для всех детей; у них нет выбора. |
Желательно, но необязательно. Есть выбор: участвовать в совместной с взрослым деятельности или заниматься другой деятельностью. |
|
Основные мотивы участия детей |
Авторитет взрослого. Сужение спектра смыслов деятельности. |
Интерес ребенка. Удивление ребенка.
|
|
Стиль поведения взрослого |
Руководящий, императивный, назидательный (дети - «подчиненные») |
Демократический, уважительный (дети-собеседники и партнеры). |
|
Необходимое поведение детей |
Дисциплинированность, ответственность, исполнительность |
Творчество. Познавательная активность. |
|
Речь участников |
Монолог взрослого. |
Общение (диалог) взрослого и детей. |
|
Модель организации |
Аналог классно-урочной деятельности, школьной. |
Совместная деятельность взрослого и детей. |
|
Основа содержания образования |
Информационная. |
Деятельностная. |
|
Основной принцип организации содержания образования |
Предметный. |
Смысловой. (Объединение темой, проектом, проблемой, событием и др.). |
|
Основные принципы реализации содержания |
Дифференциация: содержание дошкольного образования расчленено на отдельные учебные предметы, аналогичные школьным, - ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, рисование, лепка, аппликация и др. |
Интеграция. Дифференцированное для взрослых на уровне нормативных и программно-методических документов содержание дошкольного образования реализуется как интегрированное в реальном образовательном процессе. Содержание дошкольного образования представлено как социально и личностно значимые для дошкольников темы, реализуемые в различных видах детской деятельности. |
|
|
Основное средство реализации содержания |
Набор предписаний, требующих точного исполнения. |
Технологии, как некий алгоритм действий взрослого, допускающий творчество всех субъектов образовательного процесса. |
Тип обучения |
Прямой. |
Непрямой. |
|
Опорная зона |
Актуального развития. |
Ближайшего развития. |
|
Преобладающие методы |
Словесные, объяснительные, носящие репродуктивный характер. |
Поискового, проблемного характера. |
|
Основной путь и характер образования |
Многократное повторение (натаскивание), подражание, имитация, следование образцам. |
Преобладает развитие мотивов, целеполагания деятельности. Естественное усвоение. |
|
Основные формы образования |
Учебное занятие, которое может включать в качестве составных частей (или методов обучения) игры, беседы, наблюдения, (объяснение нового), заключительная часть (самостоятельная работа, подведение итогов) коллекционирование и др. Структура занятия: организационный момент, или вводная часть, основная часть, заключительная часть, подведение итогов). |
Игры, беседы, наблюдения, коллекционирование, чтение, решение проблемных ситуаций и др. как самостоятельные формы совместной и (или) самостоятельной деятельности детей. |
|
|
Основные формы организации детей |
Фронтальные (групповые), сочетаемые с подгрупповыми и индивидуальными. |
Подгрупповые, сочетаемые с групповыми и индивидуальными. |
Степень регламентированности |
Очень высокая: образовательный процесс жестко регламентирован по времени, содержанию и формам. Любые «отступления» квалифицируются как недостатки образовательного процесса. |
Низкая. Регламентация образовательного процесса существует, но он организован достаточно гибко. Поощряется творчество взрослого в построении планов, конспектов и т.д. в. соответствии с потребностями и интересами детей, актуальной ситуацией образовательного процесса. |
|
|
Организация пространства |
Взрослый над детьми и (или) напротив них: занимает типично «учительское» место, появляется для оказания помощи, контроля и оценки детских работ. Дети, как правило, мало перемещаются в пространстве в целях поддержания дисциплины. |
Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности. Его позиция в пространстве определяется ее характером. Может, например, в ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять свою часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнер. Дети могут перемещаться в пространстве в рамках осуществляемой деятельности (спрашивать, советоваться, договариваться, распределяться). |
|
Контроль и оценка |
Пооперационный (здесь и сейчас). Оценка каждого выполненного ребенком задания в рамках формирования ЗУНов |
Отставленный по времени (по окончании образовательного периода). Оценка динамики формирования качеств ребенка. |
Как влияет принятие новых стандартов на деятельность ДОУ?
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
- Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
- Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.
Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.