Сайт воспитателя МКДОУ "Детский сад "Тюльпан" Кузьменко Оксаны Васильевны

Выступление на районном семинаре Тема: «Отличие традиционной дошкольной образовательной программы от развивающей гуманистической образовательной парадигмы в соответствии с концепцией ФГОС ДО»

26 февраля 2015

Свое выступление я хотела бы начать со слов Александра  Асмолова, руководителя Федерального  института  развития образования, председателя     рабочей  группы  разработчиков ФГОС:

«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха».

В  марте 2013 года  на общественное обсуждение был вынесен проект федерального государственного стандарта дошкольного образования. По итогам обсуждения ключевые положения документа   апробировались в пилотных образовательных организациях  с 1 сентября 2013 года.  Каковы целевые ориентиры нового документа  и  что   должно измениться  в  работе детского  сада с принятием Стандарта?  Готов ли   коллектив дошкольного образовательного  учреждения  воспринять  идею  нового  документа, работать в новом направлении? И настолько ли новым окажется содержание ФГОС для педагогов дошкольной организации? Для ответа на этот вопрос необходима своеобразная ревизия: сравнение  целевых установок, основных  требований  ФГОС и имеющегося в учреждении опыта  традиционного дошкольного образования. Вашему вниманию хочу представить Сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с введением ФГОС.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ

СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВВЕДЕНИЕМ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Характеристика

образовательного

процесса

Традиционное дошкольное образование

Развивающая (гуманистическая) образовательная парадигма (в соответствии с концепцией   ФГОС ДОО).

 

Ценностная ориен­тация

Система ценностей конкретного об­щества и государства.

Общечеловеческие ценности.

 

Целевая направ­ленность

Формирование определенных зна­ний, умений и навыков.

Формирование личности.

 

Доминирующая

составляющая

Обучение, которое ведет за собой развитие ребенка.

Развитие. Не всякое обучение ведет за собой развитие, а только правильно организованное, осуществ­ляемое в зоне ближайшего разви­тия ребенка.

 

Ориентация

На «среднего» ребенка.

Личностная, учитывающая индивидуальные особенности каждого ре­бенка.

 

Позиции участни­ков

Взрослый - субъект процесса обра­зования, ребенок - объект его пе­дагогических воздействий, испол­нитель его планов.

Взрослый и ребенок - субъекты об­разовательного процесса. Они взаимодействуют в совместной деятельности; не равны в букваль­ном смысле слова, но равноценны (равны по качеству).

 

Активность участ­ников

Взрослый занимает более активную позицию. Он - обучающий (веду­щий); ребенок-обучающийся (ве­домый).

Активны и взрослый, и ребенок как участники совместной деятельности.

 

Основная деятель­ность

Учебная.

Специфически детские виды дея­тельности.

 

Обязательность участия детей

Обязательно для всех детей; у них нет выбора.

Желательно, но необязательно. Есть выбор: участвовать в совместной с взрослым деятельности или заниматься другой деятель­ностью.

 

Основные мотивы участия детей

Авторитет взрослого. Сужение спек­тра смыслов деятельности.

Интерес ребенка. Удивление ребенка.

 

 

Стиль поведения взрослого

Руководящий, императивный, нази­дательный (дети - «подчиненные»)

Демократический, уважительный (дети-собеседники и партнеры).

 

Необходимое поведение детей

Дисциплинированность, ответственность, исполнительность

Творчество.  Познавательная активность.

 

Речь участников

Монолог взрослого.

Общение (диалог) взрос­лого и детей.

 

Модель организа­ции

Аналог классно-урочной деятельности, школьной.

Совместная деятельность взрослого и детей.

 

Основа содержа­ния образования

Информационная.

Деятельностная.

 

Основной принцип организации содер­жания образования

Предметный.

Смысловой. (Объединение темой, проектом, про­блемой, событием и др.).

 

Основные принци­пы реализации со­держания

Дифференциация: содержание до­школьного образования расчленено   на отдель­ные учебные предметы, аналогич­ные школьным, - ознакомление с окружающим миром, формирова­ние элементарных математических представлений, развитие речи, ри­сование, лепка, аппликация и др.

Интеграция. Дифференцированное для взрослых на уровне нормативных и программно-методических документов содержание дошколь­ного образования реализуется как интегрированное в реальном образовательном процессе. Содержа­ние дошкольного образования представлено как социально и личностно значимые для дошкольни­ков темы, реализуемые в различ­ных видах детской деятельности.

 

Основное средство реализации содер­жания

Набор  предписаний, требующих точного исполнения.

Технологии, как некий алгоритм действий взрослого, допускающий творчество всех субъектов образо­вательного процесса.

 

Тип обучения

Прямой.

Непрямой.

 

Опорная зона

Актуального развития.

Ближайшего развития.

 

Преобладающие

методы

Словесные, объяснительные, нося­щие репродуктивный характер.

Поискового, проблемного характера.

 

Основной путь и характер образо­вания

Многократное повторение (натас­кивание), подражание, имитация, следование образцам.

Преобладает развитие   мотивов, целеполагания деятельности. Естественное усвоение.

 

Основные формы образования

Учебное занятие, которое может включать в качестве составных ча­стей (или методов обучения) игры, беседы, наблюдения, (объяснение нового), заключитель­ная часть (самостоятельная работа, подведение итогов) коллекционирование и др. Структура занятия: организационный момент, или вводная часть, основная часть, заключительная часть, подведение итогов).

Игры, беседы, наблюдения, коллекционирование, чтение, решение проблемных ситуаций и др. как

 са­мостоятельные формы совместной и (или) самостоятельной деятельности детей.

 

Основные формы организации детей

Фронтальные (групповые), сочетае­мые с подгрупповыми и индивиду­альными.

Подгрупповые, сочетаемые с груп­повыми и индивидуальными.

 

Степень регламентированности

Очень высокая: образовательный процесс жестко регламентирован по времени, содержанию и формам. Любые «отступления» квалифици­руются как недостатки образовательного процесса.

Низкая. Регламентация образова­тельного процесса существует, но он организован достаточно гибко. Поощряется творчество  взрос­лого в построении планов, конспектов и т.д. в. соответствии с потребностями и ин­тересами детей, актуальной ситуа­цией образовательного процесса.

 

Организация про­странства

Взрослый над детьми и (или) на­против них: занимает типично «учи­тельское» место, появляется для оказания помощи, контроля и оцен­ки детских работ. Дети, как прави­ло, мало  перемещаются в простран­стве в целях поддержания дисциплины.

Взрослый вместе с детьми участву­ет в какой-либо деятельности. Его позиция в пространстве опреде­ляется ее характером. Может, на­пример, в ходе продуктивной дея­тельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять свою часть коллективной работы, оказы­вая при необходимости помощь де­тям как старший партнер. Дети мо­гут перемещаться в пространстве в рамках осуществляемой деятельно­сти (спрашивать, советоваться, до­говариваться, распределяться).

 

Контроль и оценка

Пооперационный (здесь и сейчас). Оценка каждого выполненного ре­бенком задания в рамках формиро­вания ЗУНов

Отставленный по времени (по окон­чании образовательного периода). Оценка динамики формирования качеств ребенка.

Как влияет принятие новых стандартов на деятельность ДОУ?

Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.

  • Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
  • Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.

 

Фотографии

Оставить комментарий: